Не так давно, Крым перенёс большие изменения. Относятся они к присоединению к России, безусловно, такие изменения не прошли бесследно, кроме изменения национальной валюты, столицы, новой власти, изменения коснулись самого полуострова и коренных жителей. Рассмотрим более подробно все сферы, которые потерпели изменения за последние годы.
Безусловные преимущества
Крымчане переход в Россию встретили с энтузиазмом, на проведенном референдуме было отдано 97% голосов и в марте 2014 года состоялось присоединение. Стоит сказать о том, что прошедшее время безусловно принесло изменения, кто-то их почувствовал очень сильно, а кого-то они вообще не коснулись. Рассмотрим, в чём увидели плюсы местные жители:
- Самым главным преимуществом, является мирное небо над головой, ведь присоединение прошло спокойно и удалось избежать войны, разрушений и смертей.
- Теперь полуостров входит в состав большого государства, что даёт людям уверенность в будущем.
- Стремительно развивается инфраструктура, уделяется внимание дорогам, мостам, жилью.
- Сохранность своей культуры.
- Законность и порядок.
Кроме преимуществ есть и недостатки, которые крымчане смогли ощутить на себе. Они не относятся к искусственно созданным проблемам из-за вопросов торговли и общения с Украиной, и даже не касаются разжигания межнациональных конфликтов. Жителей коснулись реальные материальные проблемы, жилищные и экологические. Итак, рассмотрим к каким вопросам это относится.
Не для кого не является секретом, проблема застройки прибрежной зоны. Конечно же, иметь красивый дом на берегу моря хочет каждый из нас, но данная роскошь позволена только избранным. Проблема существовала до присоединения и осталась после. Сейчас же наблюдается строительство новых домов, и прибрежная зона выстраивается новыми огромными заборами.
Относительно такого преимущества, как развитие инфраструктуры, нужно сказать о каком именно развитии идет речь. События 2014-2015 года не прошли бесследно, полуостров лишился воды, света, транспортного сообщения. Другими словами, пришла разруха, конечно же свою лепту внесли и последствия развала СССР. На фоне всех этих достаточно глобальных проблем, любые действия, предпринятые правительством во благо полуострова и самих жителей, казались стремительным развитием инфраструктуры, когда люди радовались простым, обычным вещам, которых они просто лишились в силу возникшей ситуации.
Относительно энергетического вопроса, его удалось полностью решить, благодаря возведению Балаклавской и Таврической ТЭЦ. После запуска в 2019 году, полуостров стал полностью энергетически независим. Вопрос с водой, по сей день не решен полностью и как показывает развитие событий, полностью его решить не удастся.
Было предложено огромное количество проектов выхода из этой ситуации, но ни один не был реализован по причине невозможности. Стоит напомнить, что днепропетровская вода питала северную, западную и восточную сторону полуострова. Пришлось бурить новые скважины, что не прошло бесследно, ведь происходит увеличение солёности воды и минерализация. Сказалось это и на выращивании рисовых культур, отрасль перестала существовать, так как требует больших запасов воды.
Конечно же, нельзя не вспомнить о новых реформах, которые заставляют беспокоиться и уверенность в хорошее будущее, немного ослабевает. Итак, о каких реформах идет речь:
- Увеличение пенсионного возраста.
- Строгий контроль в целях безопасности, который относится к социальным сетям. С принятием данной реформы, речь, о тайне переписки и свободе слова, не идёт.
- Закон «Клишаса», в котором говорить о запрете оскорблений относительно власти.
Всё это в совокупности, напоминает путь к диктатуре и местные жители безусловно обеспокоены.
Инфраструктура
Будет несправедливо говорить о том, что инфраструктура не развивалась и стояла на месте, ведь за последние годы действительно произошли положительные изменения, к ним относится:
- Ремонт дорог.
- Крымский мост.
- Аэропорт «Симферополь».
- Трасса «Таврида».
На первый взгляд положительные изменения имеют и недостатки, проявляются они в следующем.
Проблема дорог была всегда и новые дороги, к сожалению, проблему не убрали. А всё дело в том, что новые дороги не выдерживают и двух лет, разваливаются на глазах. Свою лепту в это вносят перегруженные фуры товаров и строительных материалов, которые делают на асфальте эффект волны. Мост – это хорошо, но с его открытием появилась чрезмерная нагрузка на трассу до Керчи, постоянные огромные пробки.
Относительно аэропорта, стоит отметить такие преимущества, как новые рабочие места, новый терминал и загруженность работой. Заметен большой рост в работе, так, например, в 2013 году им воспользовалось 1млн 204 тысячи человек, а в 2015 цифра выросла до 5млн, и продолжает расти.
С первого взгляда положительные изменения имеют значительные недостатки. Ведь, прежде всего, аэропорт носит статус международного, а по факту таковым является только по названию. Ранее осуществлялись рейсы в Франкфурт, Стамбул, сейчас же, чтобы долететь до этих мест нужно делать пересадки в Москве, что не только приносит неудобства, но и стоит значительно дороже. Стоит сказать и о полётах на полуостров из России, которые не радуют доступными ценами, а приравниваются к полётам в Турцию.
Экономика
Как только произошло присоединение к России, местные жители ощутили большое преимущество и пользовались им достаточно длительный период, преимущество относилось к национальной валюте и тогда действовали привилегии двух стран. Ситуация была следующей, на протяжении трёх месяцев, с момента проведения референдума, гривна была в обращении, так же, как и рубль. В этой ситуации был очень выгодный курс гривны по отношению к рублю, поэтому местные жители получили выгодное преимущество.
Все это отразилось и на общей экономической ситуации полуострова, повысились зарплаты, пенсии, появились прибавки к заработной плате. Появилась возможность приобрести недорогие машины из России. Такие выгодные условия жизни привлекли людей и сюда массово стали съезжаться. Притягивал полуостров в основном обеспеченных людей двух стран, но также сюда приезжали из средней Азии.
Длилось это недолго, уже в скором времени все границы Украина перекрыла, как железнодорожные, так и автомобильные. Были установлены ограничения на въезд и выезд людей, а также доставку товаров. Безусловно, такая ситуация внесла свои коррективы в рыночные отношения и каналы поставок, которые устанавливались годами. Теперь все товары на рынок могли поступать только лишь через Керченскую переправу, что естественным образом повлияло на рост цен.
По мнению правительства, высокие цены можно было бы опустить благодаря строительству моста, но как показывает ситуация, мост построен, но цены остались на том же уровне. Сейчас же хотят решить проблему высоких цен с помощью железнодорожного моста, но у местных жителей данные надежды вызывают большие сомнения.
Уже через полгода, после повышения зарплат, надбавок, низких цен и, казалось бы, прекрасной и успешной жизни, начало всё исчезать. Цены все выросли, зарплаты перестали быть высокими, а стоимость жилья приравнивается к жилью в Москве, а всё по той причине, что полуостров очень заинтересовал обеспеченных людей.
Внесли свою лепту в состояние полуострова западные санкции, которые стали самым большим ударом. Больших компаний и фирм совершенно не осталось на полуострове, доступа к сервисам Google нет, некоторое время не работали Mastercard, Visa. С 2014 года по сегодняшний день мировая общественность не признает присоединения к России полуострова.
Казалось бы, с уходом с Крыма западных всемирно известных брендов, у российских фирм появилась хорошая возможность развития, ведь они могли полностью заполучить рынок товаров и услуг, но этого не произошло. А не произошло это по довольно банальной и простой причине, ведь придя на рынок Крыма, они тем самым бы потеряли точки сбыта в Европе, а такого развития событий они избегают. Сейчас же, ситуация очень напоминает времена СССР, когда на рынке отсутствует всё западное, но в тоже время рынок испытывает дефицит своего отечественного.
За эти годы не появилось новых операторов мобильной связи, работают только местные. Нужно сказать и о банках, ведь на полуострове работают банки, о которых в России никто и не слышал, Тинькоффа и Сбербанка тут нет. Было много банков на полуострове, которые за эти годы успели открыться, поработать и прогореть, как ситуация сложится дальше никто не знает.
Многие сферы деятельности потерпели критические изменения. Например, развитая IT-сфера на сегодняшний день практически не развивается, компании просто переехали в Россию и Украину. Нет и профессионального футбола, ведь на смену двух клубов в высшей лиге пришел чемпионат Крыма, который к слову сказать никем не признанный.
Сельское хозяйство
Когда местные жители столкнусь с «периодом засухи» пришлось искать новые возможности и аграрии переориентировались в выращивании новых культур. 2017 год показал, что не всё так плохо и надежда на успех есть, ведь в этом году удалось собрать рекордный урожай ранних зерновых, тогда он составил 1,733 млн тонн. Но 2018 год внёс свои коррективы, был год аномальной засухи и показатель урожая сократился вдвое. Но даже при таком показателе часть урожая была отправлена в Сирию.
Транспорт и горючее
Когда произошло присоединение к России, местные жители стали массово покупать автомобили, за которыми ездили в Краснодарский край. По украинским меркам они были действительно дешёвыми и такую возможность никто не хотел упустить. На полуострове стало очень много машин, но ведь дороги не рассчитаны на такое количество, улицы очень узкие, парковок мало. Стоит сказать и о культуре вождения, которая, к сожалению, не выросла.
Итоговую ситуацию можно наблюдать следующую, постоянные пробки на дорогах, везде где только можно (и нельзя) припаркованные авто, на дорогах, тротуарах, площадках, газонах. Но вот что увеличилось, так это количество эвакуаторов, о пользе которых утверждать никак нельзя.
Изменилась и стоимость топлива, по причине смены поставщиков и обесценивания рубля. Можно рассмотреть это на примере бензина А-98, который в 2015 году стоил примерно 38 рублей, но в 2018 году уже 50 рублей. Именно на полуострове самые высокие цены на бензин, кроме этого есть и перебои с поставками, поэтому содержание авто стаёт совершенно не дешёвым удовольствием.
Все мы понимаем, что, когда растут цены на топливо, повышаются цены абсолютно на все товары и услуги. Проезд в междугороднем транспорте вырос н 30%, в городском транспорте на 70%, в то время, как зарплаты просто не успевают расти вместе с ценами.
Но стоит сказать, что общественный транспорт потерпел изменения в лучшую сторону, в городах появились большие маршрутки, которые в хорошем состоянии, имеют опрятный салон и кондиционер. Повышается и культура водителей, в Севастополе проезд можно оплатить картами.
Цены
К сожалению, местные жители наблюдают постоянный рост цен, который относится к проезду, бензину, коммунальным услугам, продуктам питания, хозяйственным товарам и всем услугам. Особенно тяжело тем, кому приходится снимать дорогостоящее жилье на полуострове.
Говоря о пенсионерах, которым приходится наиболее сложно, они не то что не могут позволить себе многого, им не хватает на самое элементарное, ведь часть получает пенсию размером в прожиточный минимум, вторая часть получает меньше, чем прожиточный минимум. С заработной платой также не все так радужно, как хотелось бы. Многие получают заработную плату меньше средней.
Туризм
Говоря о туризме, стоит понимать, что данная сфера является ключевой и самой главной для полуострова. Если обратить внимание на статистику, она показывает, что с каждым годом на курорты Крыма приезжает всё больше туристов и отдыхающих. Но вот относительно состояния пляжей и самих курортов не всё так оптимистически. Инфраструктура полуострова переживает не самые лучшие время, большинство курортов и пляжеё изношены и разрушаются. Недавно развалился причал в Мисхоре, а ситуация с канализацией в Коктебеле давно стала главной и не самой приятной темой курорта, также набережная Алупки, которая заставляет задуматься.
Есть приятные моменты, когда произошло присоединение, большое внимание уделялось несанкционированным строениям, которые находятся до 100 метров от набережной. Конечно же, убрали далеко не все строения, некоторые из них по сей день стоят на месте, мало того, некоторые строения возводятся на месте тех, которые снесли по причине незаконного возведения.
Прекрасные уголки Крыма переходят в частное пользования и отгораживаются большими заборами, что не может не огорчать. По этим причинам, территория на Батилимане стала недоступной на крымчан, а мыс Сарыч и вовсе закрыли.
Подведем итоги
Независимо от того, где мы живём, в какой стране и кто руководит властью, всегда будут те, кого всё полностью устраивает и те, кто полностью недоволен. Относительно изменений, которые произошли в Крыму с момента присоединения, они, безусловно, были, относительно того, хорошие они или плохие, об этом судить коренным жителям, которые всё испытали на себе.
Читайте далее: